+7 495 665 08 52

+7 495 508 19 83

Бачок для охлаждающей жидкости


для чего нужен, принцип работы, где находится и что в него заливают » АвтоНоватор

Система охлаждения современного автомобиля включает в себя несколько элементов, без которых её нормальное функционирование невозможно. К таковым относится и расширительный бачок, устанавливаемый в разных местах подкапотного пространства в зависимости от марки авто. Незамысловатый пластиковый резервуар с пробкой играет важную роль в работе охлаждающего контура двигателя и требует периодического контроля со стороны владельца машины.

Назначение расширительной ёмкости

В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.

Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.

Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар

Поскольку любая жидкость расширяется в объёме при нагревании, в охладительном контуре авто образуется излишек, который нужно куда-то направить. Антифриз является средой несжимаемой, поэтому при расширении он создаст в системе высокое давление, способное разорвать патрубки и соты радиаторов. И наоборот, при охлаждении жидкость уменьшится в объёме и создаст разрежение (вакуум), воздействующий с такой же силой.

Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:

  • воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
  • сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
  • отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.

На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров

Антифриз, являющийся смесью дистиллированной воды с этиленгликолем (иногда — пропиленгликолем), при нагревании от нуля до 100 °С прибавляет в объёме порядка 5%. В контуре, рассчитанном на 10 л тосола, после полного прогрева образуется целых 500 мл, которые уходят в расширительный бачок.

Видео: зачем нужен расширительный бачок

Конструкция и принцип действия

Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.

Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской

Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:

  1. При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
  2. После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
  3. При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
  4. В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.

Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном

В аварийной ситуации, когда тосол или вода по разным причинам начинает кипеть, предохранительный клапан сбрасывает не только воздух, но и пар.

Встроенный датчик подаёт сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов

В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.

Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.

Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак

Место бачка в охладительной системе

Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.

Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора

Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:

  1. Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
  2. Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
  3. Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.

В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов

Бачки, оснащённые двумя штуцерами, присоединяются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения, подключение к печке отсутствует.

Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.

Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя

При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снимать патрубок охлаждения дросселя. Это позволяет вытолкнуть из магистралей и радиатора печки воздушные пробки.

Жидкости для заливки в бак

Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:

  • жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
  • порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
  • отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
  • в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
  • химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.

Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР

Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.

Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.

Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:

  • для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
  • при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
  • с целью промывки.

Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок

Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.

Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.

Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля

О неисправностях и ремонте ёмкости

Во время эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;

  • загрязнение или выход из строя перепускного клапана пробки;
  • разрыв корпуса бачка;

    Стенка бачка разрывается при слишком высоком давлении изнутри

  • подтекание тосола из-под крышки.

    Неплотность крышки характеризуется появлением разноцветных потёков на корпусе

Большинство автолюбителей при поломке клапана или корпуса попросту меняют деталь на новую. Это оправдано отсутствием времени на ремонт и дешевизной данных запчастей. Хотя при желании лопнувший пластик резервуара можно запаять, а крышку — разобрать и прочистить.

Потёки из-под пробки возникают при неплотном прилегании либо из-за конструктивных особенностей ёмкости. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего малого штуцера, подключённого к радиатору, бьёт прямо в горловину, отчего возникает протечка. Способ устранения — установка более совершенного бачка от «Приоры».

Видео: ремонт корпуса бачка

Расширительный бачок автомобиля считается одной из самых надёжных деталей. Нередко они служат весь срок эксплуатации машины, особенно на иномарках. Чтобы не пришлось менять ёмкость раньше времени, рекомендуется периодически проверять состояние клапана в крышке. Если он в порядке, то и пластик сосуда не лопнет от высокого давления.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Зачем нужен резервуар с охлаждающей жидкостью?

Если резервуар охлаждающей жидкости вашего автомобиля для вас загадка, вы не одиноки. Когда вы надеваете капот своего автомобиля, вы можете увидеть кучу вещей, которые вы узнаете и поймете, или вы можете увидеть лабиринт проводов и шлангов и не иметь представления о том, на что вы смотрите. Если вы отождествляете себя с последним, не беспокойтесь, что вы в хорошей компании. Даже самые опытные механики, как правило, специализируются на конкретном типе транспортного средства или даже на определенном диапазоне лет, и если вы подарите им автомобиль, с которым они не знакомы, они могут быть столь же запутаны, как и средний владелец автомобиля.

У каждого транспортного средства одна и та же основная цель - надежно и, по крайней мере, несколько комфортно, доставить вас из пункта А в пункт Б. Реальность такова, что существует бесконечное множество разных способов выполнить эту задачу. Это становится еще более очевидным сегодня с появлением гибридных и электромобилей, которые совершенно не похожи на автомобили, выпущенные до них.

Это все еще верно, даже если вы рассматриваете небольшие системы в вашем автомобиле, такие как система гидроусилителя руля. Ваш автомобиль может помочь рулевому управлению с помощью гидравлической системы или электрической системы, и эта система может заставить ваши колеса поворачиваться с помощью рулевого механизма или реечной передачи, а геометрия и расположение этой системы могут находиться во многих разных местах в зависимости от конструкции Ваш автомобиль и где находится двигатель и трансмиссия.

Какова цель системы охлаждения?

Одна из вещей, которая нужна каждому автомобилю, - это система охлаждения. Система охлаждения вашего автомобиля отводит лишнее тепло, создаваемое процессом сгорания, чтобы поддерживать металлы в вашем двигателе при безопасной температуре, чтобы он мог работать часами без какого-либо повреждения. Ваша система охлаждения заполнена специальной охлаждающей жидкостью, которая представляет собой смесь воды и химикатов, которые препятствуют ее замерзанию, помогают смазывать систему, предотвращают коррозию и помогают в передаче тепла.Эта охлаждающая жидкость прокачивается через систему с помощью водяного насоса, который либо электрический, либо приводится в действие вашим двигателем через ремень и шкив. В вашем автомобиле также есть термостат и радиатор, которые регулируют температуру охлаждающей жидкости в вашем двигателе, посылая более или менее охлаждающую жидкость через радиатор для охлаждения в зависимости от температуры вашего двигателя.

Одна из функций вашей системы охлаждения, о которой вы можете не задумываться, - это поддерживать постоянное давление. Как и большинство вещей, поскольку ваша охлаждающая жидкость нагревается, когда вы начинаете движение, она будет расширяться.Если ваша система полностью заполнена охлаждающей жидкостью, это расширение приведет к быстрому повышению давления. Ваша крышка радиатора рассчитана на поддержание этого давления в определенной точке, чтобы предотвратить утечку, а шланги охлаждения лопнут или лопнут при высоком давлении. Как только ваша система достигнет рабочего давления, крышка радиатора позволит охлаждающей жидкости проходить через нее в резервуар охлаждающей жидкости, поддерживая надлежащее давление. Затем, как только вы остановитесь и ваш двигатель начнет охлаждаться, произойдет обратное.Когда температура понижается и ваша охлаждающая жидкость сжимается, это создает вакуум, который может втягивать охлаждающую жидкость обратно через крышку радиатора, гарантируя, что ваша система охлаждения всегда будет заполнена охлаждающей жидкостью и не будет иметь пузырьков воздуха.

Какова роль резервуара охлаждающей жидкости в системе охлаждения?

Ваш резервуар с охлаждающей жидкостью играет очень важную роль в вашей системе охлаждения, так как он сохраняет вашу систему заполненной и свободной от пузырьков воздуха, поэтому он может работать в полную силу. Ваш резервуар с охлаждающей жидкостью также является первым местом, где вы сможете заметить утечку.Если из вашей системы вытекает охлаждающая жидкость, вы заметите, что даже когда ваша машина теплая, уровень в резервуаре не будет таким высоким. Если вы заметили, что это происходит в вашем автомобиле, убедитесь, что резервуар охлаждающей жидкости заполнен, чтобы избежать попадания воздуха в систему охлаждения. Кроме того, потратьте некоторое время, чтобы определить место утечки и быстро устранить его, чтобы вы могли вернуться к безопасной эксплуатации автомобиля. Если вы заметили, что у вас медленно протекает прокладка головки, вы можете использовать BlueDevil Pour-N-Go для устранения утечки и быстрого и простого решения проблем вашей системы охлаждения.

Для получения дополнительной информации о герметизирующем герметике BlueDevil Pour-N-Go посетите страницу с информацией о нашей продукции здесь: Pour-N-Go

Вы можете приобрести BlueDevil Pour-N-Go в любом из наших партнерских местных магазинов автозапчастей, таких как:

  • AutoZone
  • Advance Автозапчасти
  • Bennett Auto Supply
  • CarQuest Автозапчасти
  • NAPA Автозапчасти
  • O'Reilly Автозапчасти
  • Pep Boys
  • Fast Track
  • Специалистам по бамперу бамперов для автозапчастей
  • S & E Быстрый распределитель смазки
  • DYK Automotive

Фотографии предоставлены:

хладагент_реемник.jpg - По Thinkstock - Лицензировано по фотографиям Thinkstock - Оригинальная ссылка
full_reservoir.jpg - По MG_54.jpg - По Лицензии по Фото Thinkstock - Оригинальная ссылка

,
Замена резервуара охлаждающей жидкости и стоимость

Что такое резервуар охлаждающей жидкости?

Системы охлаждения на транспортных средствах предназначены для отвода тепла от важных компонентов двигателя. Жидкость или охлаждающая жидкость, которая циркулирует через систему, переносит тепло от двигателя к радиатору, где воздушный поток рассеивает тепло, которое он содержит. Естественной реакцией на тепло, которое испытывает жидкость, является расширение. Если жидкость в системе охлаждения находится на полном уровне, когда двигатель холодный, объем будет больше, когда жидкость горячая из-за расширения.Поскольку система охлаждения закрыта и находится под давлением в горячем состоянии, избыток горячей охлаждающей жидкости должен куда-то уходить. Он помещается в расширительный бак или переливной бак, где он остается до тех пор, пока двигатель не остынет. Когда двигатель охлаждается, сжатие от жидкости, все еще находящейся в системе, создает вакуум, и шланг расширительного бака втягивает охлаждающую жидкость обратно в систему. Если расширительный бачок охлаждающей жидкости треснул или сломался, охлаждающая жидкость попадет на землю. Воздушный шлюз образуется в системе охлаждения, когда шланг расширительного бачка всасывает только воздух, а не охлаждающую жидкость.

Имейте в виду:

  • Охлаждающая жидкость двигателя очень горячая, когда двигатель работает при рабочей температуре. Никогда не открывайте систему охлаждения, когда двигатель горячий.
  • Вспомогательный бак следует промывать при замене охлаждающей жидкости.

Как это сделано:

  • Охлаждающая жидкость сливается в подходящий контейнер, а крышка резервуара для сбора охлаждающей жидкости удаляется.

  • Старый резервуар для восстановления охлаждающей жидкости отсоединен от всех шлангов и вытащен из автомобиля.

  • Новый резервуар для сбора охлаждающей жидкости установлен в автомобиле и закреплен. Шланги охлаждающей жидкости устанавливаются и закрепляются с помощью новых хомутов.

  • Хладагент доливается и очищается от воздуха в соответствии с рекомендациями производителя.

  • Резервуар для восстановления охлаждающей жидкости автомобиля проверен на герметичность и правильную работу.

Наша рекомендация:

Сам расширительный бак никогда не требует внимания, если он не поврежден или не сломан.Избыточное тепло двигателя также может деформировать контейнер, хотя это не распространено. Если ваш расширительный бачок охлаждающей жидкости сломан или протекает, замените его один из наших опытных механиков.

Какие распространенные симптомы указывают на необходимость замены бачка с охлаждающей жидкостью?

  • Хладагент подтекает на землю, когда двигатель горячий.
  • Двигатель перегревается из-за воздушного шлюза.

Насколько важна эта услуга?

Расширительный бак является частью системы охлаждения. Это может показаться вспомогательным, но это важно для правильной работы.Если расширительный бачок вытечет охлаждающей жидкости, в двигателе образуется воздушная пробка, которая может перегреться, что приведет к повреждению. Если ваш расширительный бак сломан, замените его как можно скорее, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы.

,
Кипящий резервуар с охлаждающей жидкостью? - Техническое обслуживание / Ремонт

Система намеренно поддерживается на уровне давления около 15 фунтов на кв. Дюйм (фактическое значение указано на крышке радиатора), чтобы повысить температуру кипения и предотвратить кипение.

Вы, конечно, правы, но это напоминает мне кое о чем, с чем я имел дело довольно устойчиво, когда работал на заправке в конце 60-х.
Моя станция находилась на магистрали Нью-Джерси, и мы привыкли получать клиентов со всего США.Мы гордились отличным сервисом, и каждый автомобиль прошел полную проверку жидкости, а также мойку лобового стекла. По запросу мы также проверим и исправим давление в шинах и очистим заднее стекло. (И ... нет ... я редко получал чаевые за дополнительные услуги ...)

Во всяком случае, когда кто-то из глубокого юга заходил на станцию, я обычно мог предвидеть, что найду, когда подниму капот. По какой-то причине было очень обычным делом обнаружить крышку радиатора открытой на одну ступеньку, чтобы она не могла создать необходимое давление в системе охлаждения.Когда я обращал внимание на этих клиентов, обычным ответом было: «Чувак, разве вы не знаете, что это создает большое давление, если вы все время ужесточаете его?»

Первые несколько раз, когда я сталкивался с этим, я пытался объяснить, как повышение давления повысит температуру кипения воды в системе охлаждения, чтобы уменьшить перегрев, но, увидев, что мое объяснение было ... нежелательным ... Я прекратил свои образовательные усилия, и Просто привык видеть, как «южные машины» тянут пар пара из крышек радиатора.

Конечно, эти люди также хотели, чтобы я снова наполнил их радиатор, и мой стандартный ответ был: «Хорошо ... остановитесь там примерно на 20 минут, и тогда мы можем попытаться открыть эту крышку». Они всегда уезжали, а не ждали…

,

Смотрите также

тел. (495) 665 08 52

тел. (495) 508 19 83

ооо «автопроект» 2005 - 2019