+7 495 665 08 52

+7 495 508 19 83

Кто создал колесо


Кто изобрел колесо и где это произошло?

Сложно сказать, каким путём пошла бы человеческая цивилизация, если бы в глубокой древности люди не придумали колеса.

Основываясь на этой простой детали, они в последующие тысячелетия смогли создать огромное множество различных машин и механизмов, направив развитие нашего общества по пути совершенствования техники. Изобретатель колеса, возможно, был величайшим техническим гением своего времени.

Кто изобрёл колесо?

К сожалению, изобретатель колеса жил в настолько древние времена, что история не сохранила для нас не только его имени, но даже места, где это произошло. Прообразом колеса многие историки считают круглые каменные жернова, которые использовались для размалывания злаков, начиная с периода неолита.

Исторический период, к которому относятся первые колёса, определяется довольно приблизительно – где-то около V тысячелетия до нашей эры. Именно к этому времени относится археологическая находка, сделанная румынским учёным неподалёку от города Яссы в 1981 году. В раскопе были обнаружены глиняные игрушки, изображавшие колёсную повозку. На текущий момент это наиболее древние из колёс, известных историкам.

Аналогичные находки, датируемые IV тысячелетием до н.э., обнаружены и в других местах Центральной Европы. Это керамические горшки с рисунком повозки, игрушечные модели колёс и даже деревянное окаменевшее колесо из древесины ясеня. Примерно пять тысяч лет насчитывает двухколёсная повозка из погребения «Тягуновой могилы» — кургана в Запорожской области Украины. Все эти находки доказывают, что современная цивилизация зародилась не на Ближнем Востоке, как это было принято считать раньше, а в Центральноевропейском регионе.

Деревянные колёса Месопотамии

Примерно четвёртым тысячелетием до н.э. датируются колёса, изображённые при раскопках шумерского города Урук в Месопотамии. Тысячу лет спустя мастерство изготовления колёс развилось настолько хорошо, что шумерские цари стали брать с собой в загробное царство не только еду, драгоценности и любимых рабов, но и деревянные колёсные повозки. Такие погребения обнаружены в древних городах Ур и Киш, а также в древних Сузах.

Все эти колёса изготавливались из сплошного деревянного круга с вырезанным отверстием для оси и держались на месте при помощи клина. Считается, что их прообразом стали деревянные катки, которые использовались для перемещения тяжёлых блоков из камня при строительстве храмов и гробниц.

Развитие конструкции колеса

Ко второму тысячелетию до нашей эры конструкция колеса была усовершенствована: придуман гнутый обод и ступица, в конструкции колеса появились деревянные спицы. Такие колёса обнаружены практически на всей территории Европы, от Ирландии до Южного Урала. Спустя ещё одно тысячелетие наружную часть обода для повышения прочности начали обивать полосками металла.

Характерно, что колёса в этот период начинают использоваться не только в повозках, но и в конструкции других примитивных механизмов – водоподъёмников, гончарных кругов, токарных станков, прялок и др.

Культуры, не знавшие колеса

В то время, как древние европейцы уже вовсю пользовались колёсными повозками и изготавливали различные механизмы, аборигенам Америки и Африки они оставались неизвестными. Правда, исследования говорят о том, что культура ольмеков уже вплотную подошла к изобретению колеса, используя при строительстве деревянные катки, однако следующий шаг сделать ольмеки уже не успели.

Удивительно, что у некоторых из народов, не использовавших колесо в быту, были найдены игрушки в виде фигурок на колёсиках, сделанные из дерева и обожжённой глины.

Колесо как мистический и сакральный символ

В древних культурах многих индоевропейских народов присутствует символика, так или иначе связанная с колесом. Оно обозначало бесконечность циклов жизни и смерти, вечный путь, совершаемый живыми существами в бесконечном колесе инкарнаций.

Круглая форма связывалась с солнечным божеством, совершающим свой ежедневный круг по небосводу. Все культуры, знакомые с колесом, использовали его в своей сакральной символике. Нельзя не вспомнить славянский Солнцеворот, буддийскую Дхарму, египетские боевые колесницы и т.д. Как правило, оно было символом власти, вечного движения и обновления, высшего закона и истины.

История и эволюция колеса

Колесо - одно из самых фундаментальных изобретений, которые мы используем в повседневной жизни. Изобретенное где-то между 4500 - 3300 гг. До н.э. в эпоху халколита, колесо породило все, от транспорта до современной техники, и почти все между ними.

На идею колеса, возможно, повлияла природа, как и многие изобретения. Ближайшим свидетельством существования колеса в природе является дом навозного жука. Навозные жуки откладывают яйца в навоз и транспортируют их, свернув их в клубок.Еще одно колесо, встречающееся в природе, - это камыш.

Колесо само по себе, хотя и многообещающее, не очень полезно. Как и пончик, его самая важная особенность - это отверстие в центре. Если бы оно не подходило для крепления устойчивой платформы с помощью оси, колесо было бы просто цилиндром, катящимся по его краю. Версии, возможно, использовались в древнем Египте для перемещения больших объектов, однако они не допускали длительного использования или способа транспортировки.

Идея добавления оси не проста.Чтобы система работала, колесо должно свободно вращаться вокруг оси. Это достигается путем установки оси непосредственно в центре колеса, чтобы максимизировать непрерывность во время движения. Кроме того, ось и выравнивание отверстий должны быть перпендикулярны, чтобы уменьшить трение. Кроме того, ось должна оставаться настолько тонкой, насколько это возможно, чтобы уменьшить площадь ее поверхности, сохраняя при этом способность выдерживать нагрузку.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: 9 НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ НЕПРАВИЛЬНЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ ИЗ ПРОШЛОГО

Отсюда единственное, что нужно преодолеть, - это трение между внутренним колесом и осью.Чем более гладкая внутренняя поверхность колеса и внешняя поверхность оси, тем меньше нужно преодолевать трение.

Чтобы эта структура работала, должны быть соблюдены не только все эти параметры, но и все одновременно. Возможно, по этой причине такая простая концепция так долго набирала обороты.

Источник: Pixabay

Краткая история

Откуда возникло колесо - загадка, но его использование быстро распространилось по всей Евразии и на Ближнем Востоке.Самые ранние изображения колесных тележек, появившихся в Польше, наводят на мысль, что регион, возможно, видел его первое использование.

Аско Парпола, индолог из Хельсинкского университета в Финляндии, предполагает, что колесо возникло у трипольцев современной Украины. Это основано на том факте, что слово «колесо» происходит от их языка.

Есть основания полагать, что колесо впервые использовалось для гончарных колес в Месопотамии, за 300 лет до того, как оно было приспособлено к колеснице.

Тачка, однако, как полагают, впервые появилась в древней Греции между 600 - 400 г. до н.э. Через некоторое время последовал Китай, и в конце концов он попал в средневековую Европу. Хотя тачка была дорогим товаром в то время, она окупилась бы в течение нескольких дней, так как это значительно уменьшило рабочую нагрузку рабочих.

Археологи в Вера-Крус, Мексика, обнаружили керамические игрушки в виде маленьких животных. Животные были оснащены колесами вместо ног, чтобы дети могли толкать их вперед.Тем не менее, регион никогда не использовал колесо для перевозки до прибытия европейских поселенцев.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке, где обширные пустынные земли, верблюд все еще оставался предпочтительным видом транспорта вплоть до 600 г. н.э. они тонут в песке. Ричард Булиет приводит несколько возможных причин в своей книге 1975 года « Верблюд и Колесо ».Ближневосточные общества продолжали использовать колеса для таких практик, как ирригация, фрезерование и гончарное дело.

Неудивительно, что после всего этого базовая конструкция чего-то столь же прочного, как колесо, не изменилась за 6000 лет.

Колесо не всегда использовалось для передвижения, на самом деле, прикрепление колеса к тележке произошло только через 300 лет. Начальные колеса были сделаны с целью фрезерования и были построены из камня. Некоторые колеса даже использовались в токарном станке.

Вот еще несколько фактов о колесе.

Источник: Pixabay

Колесо Фортуны

Колесо Фортуны - это не просто американское телевизионное игровое шоу. Фактически, это понятие в средневековой философии, которое символизирует судьбу. Колесо принадлежит богине Фортуне, которая вращает колесо, чтобы решить судьбу и несчастья смертных. Фортуна часто изображается как женщина с завязанными глазами, крутящая гигантское колесо.

Источник: Pixabay

Лечение пыток

В средневековье колесо также использовалось для различных пыток.Некоторые кровавые наказания включали привязывание нарушителя закона к зубчатому ободу большого колеса и затем катали его по земле. Другие включали вращение меньших колес против костей врага. В любом случае, я думаю, что эволюция колеса была к лучшему.

Источник: Wikimedia Commons

Машины с постоянным движением

Концепция машин с постоянным движением существует уже много веков. Это священный грааль науки, и если бы его удалось достичь, он бы вырабатывал свободную энергию, как только приводился в движение.

Наиболее распространенная конструкция устройства с постоянным движением включает в себя колесо определенного типа, часто с избыточным балансом, так что оно постоянно вращается с использованием силы тяжести в качестве движущей силы. Однако эти устройства противоречат первым двум законам термодинамики. Это говорит о том, что энергия не может быть создана или разрушена в изолированной системе и что энтропия в системе всегда увеличивается.

Оптическая иллюзия

В телевидении существует концепция, называемая псевдонимами.Это когда вращающееся колесо кажется вращающимся назад в фильме. Пленочные камеры работают, снимая серию неподвижных изображений, затем они воспроизводят эти изображения последовательно со скоростью примерно 50 кадров в секунду. Этого достаточно, чтобы заставить наш мозг думать, что изображение движется. Однако, если колесо движется быстрее, чем частота кадров, вращение превосходит частоту захвата изображения.

Например: если спица колеса находится в положении 12 часов в первом кадре, а затем во втором кадре, то спица почти полностью поворачивается в положение 11 часов.Ваш мозг будет интерпретировать это как движение против часовой стрелки, поскольку он не может определить, что происходит между кадрами. На правильной частоте стробоскоп или даже флуоресцентная лампа могут иметь тот же эффект.

Источник: Pixabay

Пятое колесо

Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялся термин пятое колесо? Пятое колесо было тем, которое выдвигалось от передней оси каретки, чтобы предотвратить его опрокидывание. Очень похоже на гонщика на задней части. Большую часть времени он никогда не использовался и оказывался лишним, поэтому, называя кого-то или что-то «пятое колесо», вы называете их ненужными.

Автор Терри Берман

.

Кто на самом деле изобрел колесо?

Исторически сложилось так, что колеса - это намного более новая разработка, чем вы могли ожидать. Самым старым найденным экземпляром является деревянная словенская модель, построенная между 5100 и 5350 лет назад. К тому времени люди уже несколько тысячелетий занимались сельским хозяйством - на самом деле, сельское хозяйство может датироваться вплоть до 12 000 г. до н.э. Каноэ и одомашнивание животных также значительно предшествуют колесу.

Почему это изобретение заняло так много времени? Ну, с точки зрения автомобиля, прялки в основном бесполезны, если они не прикреплены к каким-то безопасным стержням.Только после того, как человечество наконец-то построило такие стабилизаторы, которые мы теперь называем «осями», колесо стало полностью реализовывать свой потенциал. «Концепция колес и осей была настоящим блеском, - говорит антрополог Дэвид Энтони. Эта идея требовала чрезвычайной утонченности, которую могли обеспечить только металлические инструменты. Тем не менее, они не получили широкого распространения примерно до 4000 г. до н.э., следовательно, наша задержка.

Упомянутый выше словенский артефакт появился на Люблянских болотах в 2002 году. С 27.Радиус 5 дюймов, возможно, это было одно из двух колес, прикрепленных к древней тележке. Тем не менее, как бы ни была велика эта реликвия, польский горшок, изготовленный где-то от 5650 до 5385 лет назад, превосходит его. На этом контейнере нарисована грубая повозка, которую многие считают первым художественным изображением колесной перевозки.

В те времена Северная Европа была населена тем, что археологи называют «Культура воронки». Изощренные агрономы, эти люди, возможно, были первыми, кто построил настоящие колеса.Другие кандидаты включают месопотамцев и в основном оседлую культуру Кукутень-Триполье. Эта последняя группа строила маленькие четырехколесные игрушки в современной Украине, Молдове и Румынии.

В конечном счете, возможно, что многие группы независимо друг от друга изобрели колесо. Древние мезоамериканцы, например, также производили маленькие фигурки на колесиках, несмотря на то, что они не знали контактов со своими коллегами из Старого Света. Однако западное полушарие страдает от почти полного отсутствия готовых к одомашниванию животных, способных тянуть повозки.Таким образом, полноразмерные колеса, похоже, не стали популярными ни на одном американском континенте, пока не начали появляться иностранные захватчики.

,

Почему так долго изобреталось колесо

Колеса - это образец примитивной технологии пещерного уровня. Но на самом деле они настолько изобретательны, что до 3500 г. до н.э. для кого-то, чтобы изобрести их. К тому времени - это был Бронзовый век - люди уже отливали металлические сплавы, строили каналы и парусники и даже проектировали сложные музыкальные инструменты, такие как арфы.

Хитрость в колесе заключается не в том, что цилиндр катится по его краю. Он выясняет, как подключить устойчивую, стационарную платформу к этому цилиндру.

«Блеск был концепцией колеса и оси», - сказал Дэвид Энтони, профессор антропологии в Хартвик-колледже и автор книги «Лошадь, колесо и язык» (Princeton, 2007). «Но тогда сделать это тоже было сложно».

Чтобы сделать неподвижную ось с вращающимися колесами, объяснил Энтони, концы оси должны быть почти идеально гладкими и круглыми, как и отверстия в центре колес; в противном случае между этими компонентами было бы слишком много трения, чтобы колеса могли вращаться.Кроме того, оси должны были плотно прилегать к отверстиям колес, но не слишком плотно - они должны были свободно вращаться. [Что заставляет колеса вращаться задом наперед?]

Успех всей конструкции был чрезвычайно чувствителен к размеру оси. Толстая ось создаст слишком большое трение, а узкая - уменьшит трение, но при этом будет слишком слабой, чтобы выдерживать нагрузку. «Они решили эту проблему, сделав самые ранние вагоны довольно узкими, чтобы у них могли быть короткие оси, что позволило иметь ось, которая была бы не очень толстой», - сказал Энтони «Маленьким тайнам жизни».

Чувствительность колесно-осевой системы ко всем этим факторам означает, что она не могла развиваться поэтапно, сказал он. Это была структура "все или ничего".

Любой, кто придумал это, должен был иметь доступ к широким древесным плитам с толстых стволов, чтобы вырезать большие круглые колеса. Им также требовались металлические инструменты для долбления точных отверстий и осей. И им, должно быть, нужно было перевозить тяжелое бремя по земле. По словам Энтони, «именно столярные изделия, вероятно, задержали изобретение до 3500 г. до н.э.Или около того, потому что это было только после примерно 4000 г. до н. что литые медные долота и стамески стали обычным явлением на Ближнем Востоке ».

Изобретение колеса было настолько сложным, что, вероятно, это произошло только один раз, в одном месте. Однако с этого места оно, кажется, так быстро распространилось по всей Евразии и Ближний Восток, который эксперты не могут с уверенностью сказать, откуда он возник. Самые ранние изображения колесных тележек были выкопаны в Польше и в других местах в евразийских степях, и этот регион обгоняет Месопотамию (современный Ирак) как наиболее вероятное место рождения колеса ,По словам Аско Парпола, индолога из Хельсинкского университета в Финляндии, есть лингвистические причины полагать, что колесо возникло у трипольцев современной Украины. То есть слова, связанные с колесами и повозками, происходят от языка этой культуры.

Парпола считает, что миниатюрные модели колесных вагонов, которые обычно встречаются в евразийских степях, вероятно, предшествовали вагонам человеческого масштаба. «Удивительно, что в трипольской культуре было сделано так много моделей.Такие модели часто считают детскими игрушками, но мне кажется более вероятным, что они были миниатюрными аналогами реальных вещей », - сказал он.« Примат миниатюрных моделей подтверждается тем фактом, что изображения животных на колесах даже появляются из индейских культур Центральной Америки, где настоящие колеса никогда не производились ».

Игрушки или нет, у этих популярных моделей старины есть свои аналоги в современных колесах Hot Wheels и миниатюрных пожарных машинах. Кто ценит колесные транспортные средства более полно, чем младенцы и малыши? Их почти универсальное увлечение тем, как крошечные транспортные средства могут катиться по полу, и радость, которую они получают от транспортировки в натуральную величину, привлекает внимание к замечательной изобретательности колеса.

Следите за Натали Вулчовер в Твиттере @nattyover. Следите за Маленькими Тайнами Жизни в Твиттере @llmysteries, затем присоединяйтесь к нам в Фейсбуке.

,

Смотрите также